Уникальное авто забайкальа: микроавтобус "Старт" с пластиковым кузовом (ФОТО)

18 декабря 1963 в газете «Правда» была опубликована небольшая заметка о создании нового микроавтобуса «Старт» с стеклопластиковым кузовом, который во многом перевернул представление о возможностях применения пластика в массовом автомобилестроении. Несмотря на значительный вклад в развитие промышленности СССР, проект через короткое время был забыт, поэтому история создания этого микроавтобуса обросла множеством слухов.

Для создания микроавтобуса на Сарбей был организован конструкторский отдел при экспериментальном участке, где закипела работа над проектом. Пригласили двух выпускников Харьковского автодорожного института Я. Балясного и Б.Ф. Крутенко, имевших опыт работы с стеклопластиковыми кузовами при разработке гоночных автомобилей ХАДИ.

В ходе работы коллектив сталкивался с массой проблем, ведь, по сути, создавалась технология изготовления стеклопластиковых кузовов. Но энтузиазм работников, их стремление проявить себя не знали границ.

Первенцем этих начинаний стал масштабный (1:10) макет микроавтобуса, который назвали «Старт». Над его внешним видом трудился художник-дизайнер Ю.И. Андрос. Когда окончательный дизайн «Старта» был согласован со всеми членами коллектива и руководством обкома партии, приступили к изготовлению гипсового макета в натуральную величину. После этого поверх макета начали выклеивают контрформу, которая с внутренней стороны принимала все его очертания. Впоследствии в этой контрформи изнутри и изготавливались кузова микроавтобусов.

Для большей жесткости конструкции «Старта» использовались закладные детали, оклеенные стеклопластиком: с их помощью к кузову крепились двери, пол и сварная рама основания. На раму устанавливали мосты и двигатель от ГАЗ-21.

Первый микроавтобус «Старт» цвета слоновой кости с вишневой полосой представлял собой туристский вариант: в салоне располагалось три сиденья-дивана (два вдоль кузова и одно поперечное в конце салона), шкафчики для посуды, капот двигателя использовался как столик, а в багажнике был смонтирован походный умывальник.

«Старт» собрали на Сарбей за полтора месяца до конца 1963 года. На заводе спешили успеть к заседанию коллегии Госкомитета автотракторного и сельхозмашиностроения СССР, куда конструкторов выдвинули руководители местных партийных органов. Коллегия была посвящена вопросам промышленного применения пластических масс, предполагалось заслушать доклады директоров многих заводов об использовании пластмассы в автомобильной и тракторной отраслях.

Поэтому многие поправки в конструкцию автомобиля приходилось вносить в процессе сборки, которую вели днем ​​и ночью. В итоге в середине декабря «Старт», успешно преодолев расстояние почти 1000 км, прибыл в Москву, где за неделю настоящий фурор среди общественности, успел «засветиться» и на центральном телевидении в программе «Время», и в «Правде», и в Кремле. Кроме того, этот микроавтобус экспонировался в декабре 1963 года на ВДНХ СССР и был показан М.С. Хрущеву, который остался доволен машиной. Так «Старт» и его создатели получили всесоюзную известность.

Источник: mmr.net.ua