Сделано в забайкалье: почему мы можем гордиться «горбатым»

Все считали его маленьким, немощным и давали обидные прозвища. Прошло полвека и стало понятно, насколько он был крутой для своего времени. Но были люди, которые знали правду еще тогда. Мы нашли отчет о сравнительных испытаниях «горбатого» и нескольких иномарок, датированный 1959-м годом.

Почему в среде псевдо-экспертов принято считать, что первый питерский легковушка - «Запорожец» ЗАЗ-965 - был скопирован с итальянского Fiat`а. Об их конструктивную «сходство» мы вскоре напишем отдельную статью, а сегодня поговорим об эксплуатационных характеристиках иномарок того времени и ЗАЗа. Причем этот разговор будет совсем предметной, ведь мы опираемся на конкретные цифры из отчетов нами за 1959 год.

Тогда советский Научный авто-двигательный институт провел сравнительные испытания восемнадцати зарубежных моделей автомобилей. Их итоги были обобщены в отчете для профильных специалистов, который даже был издан небольшим по масштабам страны тиражом. Эта брошюра попала нам в руки, и скажем сразу: в ней мы нашли немало удивительного.

Компоновка ЗАЗ-965 было наиболее рациональным для своего времени

Например, в том далеком 1959 году, когда проходили исследования и испытания иномарок, наш «Запорожец» уже был готов к производству. То есть миф о его копировании не получает подтверждение с первых же страниц документа.

Итак, вот как выглядел наш горбатый «Запорожец» на фоне признанных во всем мире одноклассников: BMW 600, Citroen 2CV, Daf 600, Fait 500, Fiat 600, Lloyd LP600, NSU Prinz, Trabant P50.

Вместимость

Вопреки стереотипам, «Запорожец» не был тесным. Сравнение с конкурентами показывает, что по классическому показателю - длиной салона (от нажатой педали сцепления к жесткой основы спинки заднего сиденья) - «горбатый» является лидером в классе: 1840 мм. В других автомобилей этот показатель лежит в пределах 1640 - 1830 мм. При этом только Fiat 500 заявлен как машина для двух взрослых и двух детей, все остальные официально позиционируются как четырехместные.

Citroen 2CV был больше одноклассников по габаритам, но оказался теснее "Запорожца" внутри

энерговооруженность

Любой кто вам зкаже, что «запел» был хилым и неторопливым - и это неправда! На фоне своих иностранных собратьев это был мощный, самодостаточный автомобиль. Его четырехцилиндровый двигатель объемом 0,750 - 0,890 л развивал в разные годы от 23 до 30 л.с. В то время как в большинстве одноклассников были слабые двухцилиндровые двигатели объемом 425 - 600 «кубиков» и мощностью от 12 до 20 «лошадок». Только в «шестисотого» мощность превышала двадцятисильную пометку: целых 22 л.с.!

Итальянский Fiat 600 почему-то называют прототипом ЗАЗ-965. На самом деле есть только внешнее сходство передней части

Даже если учесть, что «Запорожец» был на 30 - 160 кг тяжелее большинства своих собратьев (кроме DAF), его энерговооруженность была сначала выше среднего, а затем - и вовсе рекордной. На каждую лошадиную силу в него приходилось 42 - 35 кг полной массы, а с появлением нового 30-сильного двигательа каждый запорожский конь тянул лишь 32 кг. Даже в комплектации с первым, самым слабым двигательом в ЗАЗа был третий-четвертый результат в группе, а с 30-сильным он стал безоговорочным лидером. Между тем, во многих партнеров эта цифра близка к 50 кг, а в Citroen - целых 67 кг!

Немецкая модель NSU Prinz была быстрой микролитражка в конце 1950-х, однако по многим характеристикам она проигрывала "горбатом"

Соответственно, максималку в 90 - 100 км / ч развивал не каждый конкурент, точнее, до «сотни» разгонялся только NSU Prinz, остальные в основном заключались в показатель 70 - 92 км / ч.
Также не было «запел» проблем и с тягой: крутящий момент в 5,3 кгм ставит его на первое место в списке однолиткив- «стритрейсеров», причем с большим отрывом, поскольку среднее «по палате» значение лишь 4,22 кгм.

экономичность

В масштабах страны ЗАЗ-965 слыл экономической машины, хотя на общеевропейском уровне не все так однозначно. Контрольный расход топлива 5,5 л / 100 км - с одной стороны, показатель хороший и в настоящее время. С другой, некоторые одноклассники потребляли еще меньше: 4,3 - 5,3 л / 100 км. Но настоящие «обжоры», такие как Trabant (6,0 л / 100 км) и Lloyd (6,13 л / 100 км), подняли среднюю цифру расходы по группе до 5,2 л / 100 км. От которой «Запорожец» отклонился ненамного, но в невыгодную сторону.

Голландский Daf 600 был массивным за ЗАЗ, но оказался менее вместительным и не таким динамичным, как "Запорожец"

ресурс

Все испытуемые автомобили в течение 1959 намотали по дорогам разного качества 25000 километров, что дало испытателям нами богатую статистику по надежности то долговечности. Ходовая часть всех иномарок тяжело перенесла такие нагрузки. Уже на половине этого пробега отмечались поломки поперечных рессор в Fiat`ов, потеря упругости пружин, критический износ шарниров рулевого управления. К концу испытаний ни одна из иномарок не избежала серьезных проблем в ходовой части. В «шестисотого» износ не ограничивался деталями подвески - в отчете испытателей 1959 отмечается, что кузов «итальянцев» деформировался так, что нарушались углы установки колес.

Lloyd LP600 выпускался немецкой компанией Borgward - неторопливый, тесная и прожорливый

В свою очередь, ЗАЗ-965 имел высокую проходимость на сельских дорогах. Также он с более высоким комфортом передвигался по неровностям, что обеспечивалось большими колесами и полностью независимой довгоходною подвеской. Но мы бы не стали относить это к особых преимуществ, поскольку иномарки создавались для одних условий эксплуатации, а ЗАЗ - для других. Что касается выявленных недостатков «Запорожца», то по сравнению с иномарками они оказывались только в обширном перечне регламентных работ: шарниры подвески и рулевого требовали частого шприцевания.

"Запорожец" ЗАЗ-965, поставленный на конвейер в 1960 году, оставил о себе славу доступного и непритязательного транспорта

Таким образом, по итогам испытаний 1959 инженерами НАМИ были сделаны выводы о непригодности тех или иных конструктивных схем для современных на то время автомобилей. Одновременно конструкция «Запорожца», оказавшейся более удачной за «иномарочный» решения и была готова на тот момент к производству, получила еще одно одобрение.