В сети показали, каким был первый автомобиль ЛАЗ (ФОТО)

Какими злыми порой бывают стереотипы! Несколько десятилетий слово "ЛАЗ" было у нас синонимом слова "автобус" - и вот оказывается, что задолго до автобусов под львовским брендом выпускалась - подумать только - строительная техника!

Каким был первый автомобиль марки ЛАЗ, сегодня узнать несложно. Труднее понять логику хозяйственников, которые за десяток лет трижды сменили специализацию предприятия. Но в послевоенный период 1945 - 1955 гг. Обсуждать приказы не было принято.

начало

Только вчера отгремели последние бои Второй мировой войны, а во Львове взялись за организацию автосборочного предприятия. Основан в мае 1945-го завод заработал через три года, но на самом деле, собирали здесь никакие не автомобили, а прицепы-автолавки, легкие прицепные фургоны-хлебовозки и ковши для экскаваторов типа "обратная лопата".

А несколько лет спустя дошла очередь и до автомобилей, правда, не совсем обычных, а самоходных автокранов грузоподъемностью 3 тонны. В 1951 году начали производить унифицированную модель крана АК-32 на шасси грузовика ЗИС-150. Это была адаптирована под львовские возможности модель К-32, которую в Советском Союзе выпускали сразу несколько заводов.

Автокран К-32 выпускался на нескольких заводах Союза, причем каждое предприятие вносило в конструкцию свои незначительные изменения. Львовская версия называлась АК-32 (1951 - 1955 гг.) И ЛАЗ-690 (1955 - 1964 ГГ.)

А в 1955-м появился первый автомобиль под брендом ЛАЗ - кран еще раз модернизировали (например, облегчили на 500 кг) и назвали ЛАЗ-690. Справедливости ради следует сказать, что прицепы и фургоны также носили бренд, известный нам по тысячам автобусов, до сих пор бегают по дорогам страны: ЛАЗ-150Ф, ЛАЗ-712, ЛАЗ-729, ЛАЗ-742Б. Но хронологически автокран ЛАЗ-690 все же представляется первым самоходным транспортным средством львовского автобусного завода.

Как устроен первый ЛАЗ

Автокран был рабочей лошадкой ремонтников и монтажников на строительстве, в коммунальном хозяйстве больших и малых городов, на крупных предприятиях. Собственно, он поднимал и перемещал все, что нужно было перевести с места на место в пределах его грузоподъемности и досягаемости его 6,5-метровой стрелы.

К 1957 автокраны ЛАЗ-690 базировались на шасси грузовика ЗИС-150 (на фото), а затем - на его модернизированной версии ЗИЛ-164

Конструктивно это была простая и неприхотливая техника, кран относили к категории канатно-блочных. Привод подъемного механизма был механическим, от рядного 8-цилиндрового двигателя Зис крутящий момент передавался через коробку отбора мощности на червячные редукторы стрелового и грузового барабанов - своего рода лебедок, которые канатами поднимают, соответственно, стрелу и сам груз. На кране не было даже обязательных в настоящее время колодок с барабанами для торможения лебедок при выполнении команды "имущества" (вниз) - использовалось торможение двигателем, подобно тому, как это происходит с автомобилем во время движения накатом.

Запаска за кабиной крановщика - характерный признак именно ЛАЗа. Фара на крыше этой кабины была лишь в поздних версий данной модели

Для простоты и надежности конструкторы отказались от дополнительных силовых передач и реализовали регулирования скорости подъема и опускания крюка через штатную коробку передач (кстати, пятиступенчатую!). Чтобы поднимать груз с нужной скоростью, крановщик выбирал соответствующую передачу и "давал газку" или наоборот "сбрасывал" обороты с помощью второго газа, спаренного с тем, что был у него под ногой в передней, водительской кабине.

Как ни странно, с новинкой отечественного автопрома можно познакомиться на рекламных флаерах

Кстати, о заднюю кабину, которая волшебным образом превращала водителя на крановщика. Автокраны ЛАЗ отличались тем, что она была цельнометаллической, в то время как другие заводы использовали архаичный деревянный каркас. Остекление было круговым, посередине - мягкое кресло, перед ним - рычаги и педали управления подъемными механизмами и поворотом стрелы.

Все это, с позволения сказать, крановое хозяйство первого ЛАЗа находилось на поворотной платформе, которая через роликовый устройство опиралась на так называемое круг катания. Благодаря ему и зубчатым венцом крановщик мог возвращать стрелу куда ему нужно.

А теперь - автобусы!

Всего во Львове было выпущено 3000 автокранов ЛАЗ-690, но в конце 1950-х завод начали переориентировать на автобусы, тем более, что первый проект таких был готов еще в декабре 1955 Но о первых львовские автобусы мы расскажем в следующий раз.

Автобус "ЛАЗ забайкальа-1" - настоящий триумфатор автобусного недели в Ницце и выставки в Брюсселе 1967

А сегодня вспомним лишь, что крупнейший автобусный завод в Европе мощностью 15 тыс. Автобусов в год не раз удивлял автомобильный мир своими конструкциями. Например, спроектированные во Львове модели "ЛАЗ забайкальа" получали Гран При автобусного недели в Ницце и звание "Лучший европейский автобус - 1967" на автобусной выставке в Брюсселе. Признанные эксперты отмечали не только выразительный стиль и комфортабельность львовских машин, но и передовую и рациональную строение указанных автомобилей - о чем говорит, например, полученная тогда ЛАЗом Золотая медаль за конструкцию кузова.

24 Канал Источник 24 Канал