Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа (ФОТО)

Все, кто выросли в СССР или хотя бы в 1990-е, наверняка не раз видели невзрачный внедорожник ЛуАЗ-969. Но мало кто знает, что этот самый вездеход для сельской местности сначала базировался на доработанном шасси секретного армейского транспортера переднего края (ТПК), который с середины 1950-х разрабатывал московский институт НАМИ. А когда ученые мужи окончательно запутались в своих идеях, проект этой амфибии передали на молодой Запорожский автозавод, который создал первые работоспособные ТПК ЗАЗ-967, превратившиеся затем в серийные машины ЛуАЗ-967.

ЗАЗ-967 (1962 - 1967 ГГ.)

С 1962 года исправлением ошибок солидного института и доработкой ТПК занимался конструкторско-экспериментальный отдел Запорожского автозавода «Коммунар». Именно там появились первые прообразы будущих транспортеров с новыми агрегатами и маркировкой ЗАЗ-967 , внешность которых менялась затем почти ежегодно.

По основным агрегатами и узлами новые ТПК были унифицированы с серийными «запорожцами», но представляли собой самостоятельную конструкцию, которая легла в основу грузопассажирского автомобиля ЗАЗ-969. В отличие от московских прототипов, на ТПК из Запорожья появились более мощные Верхнеклапанный двигательы V4 воздушного охлаждения и блокировки дифференциала в заднем приводе.

Транспортер ЗАЗ-967 с двигательом V4 мощностью 22,5 л. С. 1962 (из архива 21 НИИЦ)

Машины образца 1962 - 1963 годов имели характерную плоскую переднюю панель с горизонтальной барабанной лебедкой и треугольными выемками для малогабаритных фар, два глушителя по сторонам капота с отводами выхлопа вниз, верхний воздухозаборное кожух и запасное колесо на откидном заднем борту. Для управления автомобилем из положения лежа рулевая колонка осталась прежней, дополнительные сиденья складывались в емкости под полом, по бортам крепился шанцевый инструмент.

Спереди видно центральное положение руля и передняя лебедка
Грузовая платформа амфибии ЗАЗ-967 с поднятыми трапами-мостиками
ЗАЗ-967 с простым одноосным грузовым прицепом. 1963 (из архива В. Куранова)

Образцы 1964-1965 годов с суженным передком и глушителем в кожухе на передней панели рядом с лебедкой все больше напоминали будущие ТПК. Машины двух первых серий поставляли двигательом МеМЗ-966 мощностью 22,5 л. С., Синхронизированной четырехступенчатой ​​коробкой передач, отключением привода задних колес, колесными редукторами и независимой торсионной подвеской. Доработка и испытание продолжались до ноября 1965 года. По их результатам появились 27-сильные прототипы, которые стали основой серийного варианта ЛуАЗ-967.

Модернизированный вариант ЗАЗ-967 с суженным капотом. 1964
Транспортер ЗАЗ-967 с тентованым санитарным прицепом (из архива В. Куранова)
Зимние испытания доработанного автомобиля ЗАЗ-967. 1965

На опытных и предсерийных ТПК устанавливалась цельнометаллическая грузовая платформа с бортами и двумя откидными и съемными трапами-мостиками. В поднятом положении они служили боковыми бортами-ограждениями носилок или спинками сидений. Компактная лебедка должна червячный механизм с приводом от двигателя с помощью двух клиновидных ремней.

На машинах ЗАЗ-967 впервые были испытаны три способа перевозки раненых: на двух боковых носилках, закрепленных этаж бортов и задних колесных ниш, на специальных подстилках на полу кузова или на штатных сиденьях и на полу с водителем. Еще более эффективным считался четвертый вариант доставки двух-трех раненых на одноосном прицепе с откидными бортами и тентом, хотя маневренность мини-автопоезда оставляла желать большего.

Модернизированный 27-сильный транспортер ЗАЗ-967. 1967
Управление машиной ЗАЗ-967 из положения лежа на полу кузова (из архива В. Куранова)

ЛуАЗ-967 (1968 - 1971 ГГ.)

В 1968 году небольшой Луцкий автозавод, который специализировался на утилитарных машинах с агрегатами головного предприятия ЗАЗ, принял к серийному производству армейский ТПК ЛуАЗ-967. Одновременно он поступил на вооружение Советской армии для применения в боевых и санитарных подразделениях при скрытой доставке вооружения, личного состава и эвакуации раненых в непосредственной близости от линии фронта.

Конструктивно ЛуАЗ-967 был доработан вариантом ЗАЗ-967 с новой пятиступенчатой ​​коробкой передач и водовидкачуючим насосом, приспособленный к серийному изготовлению. Среди его технических особенностей были карданный привод задних колес, заключенный в продольную трубу, фара-искатель за лобовым стеклом и вынесен на передняя облицовка глушитель в решетчатом кожухе.

Первый доработанный образец плавающего транспортера ЛуАЗ-967
Предсерийный транспортер ЛуАЗ-967 с 27-сильным двигательом V4. 1968 (из архива А. Малюкова)
Плавающий автомобиль ЛуАЗ-967 в Советской армии. 1969
Водитель в лежачем положении транспортирует одного раненого (с проспекта ЛуАЗа)
Нагрузка на минитранспортер ЛуАЗ-967 двух раненых на носилках

С использованием серийного ТПК военные разработали перспективную программу его расширенного применения. Автомобиль, изначально созданный как санитарный транспортер-эвакуатор, планировалось превратить в эффективный сверхлегкий джип для патрулирования, охраны и разведки, а также многоцелевое шасси для быстроходных боевых машин быстрого реагирования. В опытном порядке на нем монтировали пулеметы, станковый гранатомет, противотанковые ракеты и безоткатные орудия. Все эти «добрые намерения» так и не вышли из стадии смелых экспериментов.

Транспортер ЛуАЗ-967 со станковой гранатометом АГС-17М. 1969
Пробная установка на ТПК противотанкового ракетного комплекса

ЛуАЗ-967М (1972 - 1991 рр.)

В 1972 путем незначительной модернизации ЛуАЗа-967 в Луцке наладили сборку варианта ЛуАЗ-967М. Его серийное производство удалось развернуть через три года. Мощность машины возросла до 37 л. С., Что привело к изменениям и усилением агрегатов трансмиссии, шасси и применения расширенных шин. Другими новинками стали двухконтурная гидравлическая тормозная система и электрооборудование, унифицированные с автомобилями «Москвич» и УАЗ соответственно.

Модернизированный 37-сильный ЛуАЗ-967М с двигательом V4. 1975 (фото Е. Смирнова)
Вид сзади на плавающий транспортер ТПК Народной армии ГДР (фото R.Kunkel)
ТПК с приподнятым брезентовым тентовым полотнищем. 1981

Внешне ЛуАЗ-967М отличался передней панелью кузова с двумя фарами и глушителем, с 1981 года его комплектовали упрощенными съемными тентами-полотнищами. На последних выпусках убрали лебедку, а задний борт сделали неоткидными. На шоссе ТПК развивал скорость 75 км / ч, на плаву - 3-4 км / ч, запаса топлива хватало на 40 минут движения на воде.

Применение трапов-мостиков на пересеченной местности (кадр из фильма «Автомобили в погонах»)
Испытания санитарной машины ЛуАЗ-967М на плаву (кинокадр)

В начале 1980-х был разработан транспортный или патрульный вариант ЛуАЗ-967МП, который представлял собой мини-джип, вместо носилок оснащен радиостанцией или легким вооружением. Внешне он отличался наличием переднего бампера, широкими зеркалами заднего вида, защитными фартуками из сторон передних сидений, новым объемным тентом с боковинами и отсутствием возимых мостиков. Все эти выполнения тоже остались в опытных образцах. До 1991 года было собрано около 20 тыс. Автомобилей серии ТПК, в большинстве - модели ЛуАЗ-967М.

Патрульно-штабной ТПК ЛуАЗ-967МП с объемным тентом. 1982
Установка на ТПК 30-мм гранатомета АГС-17М с боекомплектом

ЛуАЗ-972/1901 (1982 - 1991 ГГ.)

В начале 1980-х годов в Луцке собрали пробные образцы трехосного плавающего транспортера ЛуАЗ-972 с равномерно разнесенными ведущими мостами, которому присвоили военный код «Геолог». Конструктивно от серийного ЛуАЗа-967М он отличался удлиненным кузовом и дополнительной средней парой управляемых и ведущих колес, идентичных передним. Формально автомобиль оставался санитарным ТПК, а фактически был легкий транспортер вооружения. Его идея возникла в процессе создания двухосных ТПК с системами вооружения, которые планировалось использовать для скрытой доставки боевого расчета с переносным зенитно-ракетным комплексом «Игла». После испытаний ЛуАЗ-972 получил рекомендации по существенному доработке.

Опытный трехосный плавающий транспортер ЛуАЗ-972. 1982
Военные испытания транспортера ЛуАЗ-972 в 21 НИИ и. 1984
Легкая трехосная машина в процессе преодоления глубокого рва
Сравнительные испытания автомобилей ЛуАЗ-972 и ЛуАЗ-967 (кадр из фильма «Автомобили в погонах»)

В 1990 году вариант с модернизированными агрегатами и новым плавающим кузовом был переименован в ЛуАЗ-1901, сохранив шифр «Геолог». В его конструктивных особенностей относились рядный трехцилиндровый дизель мощностью 48-51 л. С., Гидропневматическая подвеска от легковой модели ЛуАЗ-1301 и дифференциалы, с самоблокировкой всех мостов. В остроносом герметичном кузове без дверей находилось четыре откидных сиденья, расположенных в шахматном порядке, или более тяжелое оборудование. До развала СССР автомобиль успел пройти испытания, но вскоре работы по нему были закрыты.

Трехосный полуприцеп ТПК ЛуАЗ-1901 для испытаний в 21 НИИ
Единственный сохранившийся ЛуАЗ-1901 в Рязанском военном Автомузеи (фото М. Шелепенкова)

В новых рыночных реалиях ни военные, ни гражданские ЛуАЗы выжить не смогли. В 1990-е делалось несколько попыток их реанимации, но все они остались тщетными.


Не пропустите