Если бы те, кто за тяговый двигатель и высокую проходимость называл ЗАЗ-965 трактором, знали, насколько близки они к истине! Ведь первый "Запорожец" в забайкалье действительно был трактором ...

Отечественная экономика, которую советская власть пыталась поднять после разрухи гражданской войны, в начале 1920-х годов могла опираться только на сельское хозяйство. Было понятно, что без механической тяги село - в том числе и питерском - с такой задачей не справится. Государственная власть мечтала о "100 тысячах первоклассных тракторов", и свет этих планов дошло до ... села Кичкас неподалеку от Запорожья. Конечно, о будущем автомобиль "Запорожец" здесь тогда и понятия не имели.

Водитель первого "Запорожца" сидел справа сзади на железном сиденье, отставлена ​​назад на упругом кронштейне

Трактор: сделано в селе

В этом селе, населенном немцами-колонистами, до революции работало сразу два завода сельхозмашиностроения, и оба из них отреагировали на полученное сверху задача сделать трактор. Для 1921 задача эта была непростой, но в селе Кичкас (ныне затопленном водохранилищем ДнепроГЭСа) его решили. За проект взялся инженер Л. Унгер завода № 14 с двумя коллегами на фамилии Ремпель и Паульс.

Главное для любой машины в те времена - двигатель, его нашли недалеко - в соседнем Токмаке, где на государственном заводе №8 производили одноцилиндровые двигательы "Триумф" типа полудизели. Этой невероятной по нынешним понятиям конструкции, мы уделим место чуть ниже, а что касается общей компоновки - для экономии материалов трактор сделали трехколесным.

Одноцилиндровый двигатель охлаждался водой, ею же регулировали момент возгорания рабочей смеси в калильного камере полудизели

В противном архитектура типична для того периода: клепаная рама, железные колеса, велосипедное сиденье также из металла. Трехколесная схема помимо прочего позволила сделать подвеску максимально простой, с жестким креплением всех колес без шарниров и упругих элементов. Как трехногий табурет, трехколесный трактор всегда, на любых неровностях опирался на замело всеми имеющимися колесами. Коробки передач не было, устроили только двухступенчатый редуктор типа «гитара» с неизменным передаточным числом. Зато было сцепления - с фрикционной диском с пластической сыромятной кожи.

Передачи заднего хода в трансмиссии нет, потому что нефтяной двигатель можно было без проблем запустить в обратную сторону. Рабочая скорость машины (в оба направления) - 3,6 км / ч, транспортная - 4,2 км / ч.

нефтяной полудизели

12-сильный двигатель "Триумф" взяли не только потому что он производился рядом, а потому, что он был специально создан для эксплуатации в условиях, в принципе малопригодных для любой техники. Этот одноцилиндровый двигатель устроен предельно просто, а главное, работает на простом топливе - сырой нефти.

В верхней точке головки цилиндра полудизели расположен калоризатор - разогретая округлая камера, в которой топливо воспламеняется от высокой температуры в верхней точке головки цилиндра полудизели расположен калоризатор - разогретая округлая камера, в которой топливо воспламеняется от высокой температуры

Двухтактный двигатель "Триумф" относится к типу калоризаторних. В нем отсутствует система зажигания и карбюратор, зато есть каливна головка - камера, в которой порция топлива воспламеняется от высокой температуры. Перед стартом калоризаторную камеру нужно разогреть внешним источником - например, паяльной лампой, а в ходе работы она поддерживает рабочую температуру самостоятельно.

Поскольку дроссельной заслонки не предусмотрено, реагировать на изменение нагрузки нужно разве что за счет изменения момента зажигания. Реализовано это за счет подачи в цилиндр небольшого количества воды, которая охлаждает калоризатор и образует момент возгорания в цилиндре с опозданием.

Простота конструкции позволяла обслуживать трактор "Запорожец" в кустарных условиях. Благодаря этому некоторые экземпляры прослужили питерским крестьянам более 30 лет

Нефтяной двигатель работает на малых оборотах, около 400 об. / Мин, что при едином цилиндре вызывает большие вибрации. Поэтому на тракторе "Запорожец" устроен огромный маховик, расположен по правому борту агрегата, он по диаметру равен его переднему колесу. Мотор "Запорожца" мог потреблять не только нефть, но и топлива высшего сорта - керосин, масло. А полудизелем его зовут не из вид топлива, а из-за отсутствия свечи зажигания - хотя сжатие на возгорание топлива тоже не влияет.

Сравнительный тест-драйв

Когда на заводе в селе Кичкас построили первую серию "Запорожцев" (около 10 единиц) и поняли, что машина удалась, в 1923 г. производство решили передать более крупное предприятие - в Токмак, на завод "Красный прогресс», где выпускали эти самые нефтяные двигатели. В стране объявили НЭП - новую экономическую политику, экономика начала развиваться и спрос на сельхозтехнику вырос.

Один из конкурентов "Запорожца" - американский Holt мощностью 75 л.с. - проиграл сравнительные испытания из-за большого расход топлива.

Интересно, что во время большой сельхозвыставки в Москве осенью 1923 года питерский трактор принял участие в сравнительных испытаниях на поле. И оказалось, что при скромных габаритах и ​​показателях мощности "Запорожец" был более продуктивным и экономичным по сравнению с копией американского гусеничного трактора Holt (мощностью 75 л.с.) производства петроградского завода Обухова. Десятину земли - это чуть больше 1 га - "Запорожец" пахал на глубину 18 см, тратя 28 - 30 кг нефти. А мощном 75-сильном Holt для этого понадобилось 36 кг качественного топлива керосина.

Еще один сравнительный тест-драйв провели весной 1925 под Харьковом, в паре с детищем Ford - трактором Fordson. Рестайлинговый 16-сильный "Запорожец" потратил на вспашку десятины 17,6 л нефти, а "Фордзон" - 36 л керосина, при этом американец трудился на 25 минут дольше. Поэтому питерский трактор имел большой спрос и до 1927 года выпустили ли 500, то ли 800 экземпляров.

Огромный маховик уравновешивал неравномерную работу одноцилиндрового тихоходного двигателя

А потом наступили другие времена: НЭП с его частным предпринимательством постепенно свернули, готовилась коллективизация. На конвейеры новых заводов поставили все тот же лицензионный Fordson, который был хоть и не такой производительный и экономичный, но из-за массовых технологий (и тут старина Генри Форд преуспел!) Оказался намного дешевле

Но "Запорожец" свое дело сделал, оставшись первым отечественным трактором на все времена.

Источник: Авто 24